Владелец седана тратит на машину в среднем 11,5–14,2 тысячи ₽ в месяц (топливо, страхование, налоги, обслуживание и замена шин). При этом купленный автомобиль постоянно теряет в цене. Неудивительно, что некоторые автомобилисты отказываются от личного авто и выбирают каршеринг и такси. Мы нашли двух героев из Москвы, которые придерживаются разных мнений о необходимости иметь машину в большом городе. Вот их аргументы «за» и «против».
За личный автомобиль
Денис, 30 лет
Водительский стаж — 12 лет
Машина была моей давней мечтой. Как только я получил права, сразу же приобрёл первый автомобиль. Сначала он был для меня комфортным средством передвижения, а также возможностью не зависеть от времени работы метро, расписания автобусов и пригородных поездов. Затем, когда у меня появилась разъездная работа, автомобиль стал необходимостью. Нередко за день мне приходится объезжать несколько объектов, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. С учётом того, что почти все они расположены в Подмосковье, успеть всё без машины было бы невозможно. Также я вожу с собой инструменты и оборудование. Носить всё это на себе попросту нереально.
Однако в некоторых ситуациях, конечно, я пользуюсь каршерингом и такси. Например, если необходимо будет надолго оставить машину в центре города — ехать на своём автомобиле экономически невыгодно из-за дорогой парковки.
Почему я за личный автомобиль
- Я уверен в своей машине
Арендуя каршеринг, например, я не знаю, в каком состоянии находится тормозная система или покрышки. Нередко, кстати, я видел машины из каршеринга на шипованной резине в мае. В таком случае автомобиль плохо управляется, появляется валкость и увеличивается тормозной путь. Отказаться от аренды и искать где-то другую машину может просто не быть времени.
Техническое состояние своего автомобиля я контролирую достаточно строго. Приобретаю только качественные расходники и вовремя провожу обслуживание у проверенных мастеров.
- Мой автомобиль всегда под рукой
Достаточно часто мне приходится буквально срываться с одного объекта на другой. То есть у меня нет времени искать каршер. К тому же далеко не всегда эти машины находятся рядом с домом. Многие мои заказчики живут в частном секторе, где нет возможности завершить аренду каршеринга. Вызывать такси тоже не всегда удобно, особенно если у меня с собой много оборудования. Оно попросту может не поместиться в компактный автомобиль. А передвигаться по объектам на минивэне — неоправданно дорого.
- В моей машине хранятся инструменты и оборудование
Я не превращаю автомобиль в склад для хранения хлама. Напротив, в багажном отсеке находятся только инструменты и оборудование, которое я часто использую в своей работе. Это очень удобно, поскольку мне не нужно постоянно поднимать тяжёлые вещи в квартиру. Ни в случае с каршером, ни в случае с такси это невозможно.
- Мой автомобиль оснащён всем, что мне необходимо
Конечно, сегодня каршеринг предлагает и премиальные модели в богатых комплектациях. Однако арендовать такие машины дорого. Тем более — их существенно меньше, чем автомобилей бюджетного сегмента. В моей личной машине есть все необходимые мне опции — от климат-контроля до большого монитора с навигацией. Поэтому, передвигаясь на своём автомобиле, я чувствую себя максимально комфортно.
Выбрать ОСАГО для своей машины
Калькулятор Сравни.ру
Почему я против других видов транспорта
- Каршеринг — это практически общественный транспорт
Никогда не знаешь. кто именно пользовался машиной до тебя. В условиях пандемии это актуальная проблема. К тому же в арендованной машине нередко встречаются неприятные запахи. В каршере запрещено курить, однако я неоднократно сталкивался с запахом табака в салоне. Можно обнаружить и мусор — пустые бутылки или упаковки из фастфуда. Я не хочу ни за кем убирать, но и ехать в грязной машине тоже неприятно.
- Ты не знаешь ничего о таксисте, который тебя везёт
Все агрегаторы составляют рейтинг водителей, но я прекрасно понимаю, насколько он условный. Таксист, например, мог не спать всю ночь, пытаясь побольше заработать, а мне совершенно не хочется рисковать своим здоровьем и временем. Чтобы минимизировать такие риски, нужно брать премиальное такси, но заказывать его постоянно очень накладно по деньгам.
- В общественном транспорте неудобно перевозить габаритные предметы
Я вожу с собой много оборудования и инструментов. Во-первых, они тяжёлые, ввиду чего уже нельзя говорить о комфорте передвижения. Во-вторых, пытаться пробиться в полный вагон метро в час пик с габаритным грузом — сомнительное удовольствие. Примерно то же можно сказать об электричках или автобусах.
Когда отказ от личного автомобиля может быть неплохой идеей
- Если живёшь и работаешь в центре
В таком случае в тёплую погоду до работы можно дойти пешком — заодно и прогуляться. Центр утром и вечером стоит, поэтому ездить на машине просто нецелесообразно. Также в центре вечные проблемы с парковкой. Если работодатель не предоставляет тебе машино-место — можно потратить немало времени на поиски. Тем более платить за паркинг 380 ₽ в час очень накладно.
- Если работаешь на удалёнке
Особенно если при этом нет семьи — личный автомобиль становится прихотью. Для разовых поездок вполне можно арендовать каршер или взять такси. А если нужно добраться из спального района до центра города, то, действительно, гораздо быстрее доехать на метро. По крайней мере, всегда можно точно рассчитать время прибытия.
- Если ездишь редко
Я считаю себя практичным человеком. Покупать вещь, тем более такую дорогую, как машина, чтобы она просто стояла во дворе, — абсолютно нецелесообразно. К тому же нужно платить транспортный налог и приобретать страховку, даже если ты выезжаешь всего раз в месяц. В такой ситуации, пожалуй, собственная машина не нужна.
Мои выводы
В первую очередь необходимость в машине определяется моей работой. Если бы приходилось постоянно сидеть в офисе или я бы мог работать удалённо — всерьёз задумался бы о продаже автомобиля.
Но нельзя не сказать и о том, что личный транспорт даёт мне свободу действий. Можно сорваться ночью на дачу или в другой город. Ты ни от кого не зависишь — это замечательное чувство.
К расходам на автомобиль я отношусь спокойно. Во-первых, они не настолько большие. Во-вторых, я, как инженер, прекрасно понимаю, что любая сложная система требует регулярного обслуживания, а порой и ремонта.
Против личного автомобиля
Роман, 30 лет
Водительский стаж — 6 лет
Раньше автомобиль был мне нужен из-за разъездной работы. Если необходимо было объехать несколько клиентов, находящихся в соседних районах, проще всего это было сделать именно на машине. За время, затраченное на ожидание автобуса или дорогу до метро, я мог успеть посетить как минимум ещё одного клиента. Так как работа была сдельная, покупка машины себя быстро оправдала.
Для приобретения последнего автомобиля я брал кредит. Однако в 2020 году из-за пандемии почти весь офис перешёл на удалёнку, поэтому большую часть времени машина простаивала. Получается, что я оплачивал кредит, транспортный налог и страховку, но автомобилем практически не пользовался. Без учёта стоимости бензина (так как его расход зависит от количества пройденных километров и стиля вождения) машина обходилась мне примерно в 1000 ₽ в день.
Хорошо всё просчитав, я решил продать машину. Кстати, в связи с ростом курса доллара автомобили на вторичном рынке сильно подорожали. То есть я практически не потерял в деньгах. Львиную долю денежных средств я потратил на погашение кредита.
Теперь при необходимости я пользуюсь каршерингом и такси. Общественного транспорта стараюсь пока избегать только из-за риска заболеть коронавирусом.
Почему я за отказ от личного автомобиля
- Личный автомобиль — это лишние заботы
Машина требует регулярного обслуживания, а иногда и ремонта. Я очень педантично относился к состоянию своего автомобиля. Если что-то ломалось, я сразу спешил в сервис. Однако бывали такие проблемы, которые не удавалось устранить быстро. С одной из них мне пришлось объехать несколько техцентров, потратив много времени и денег. Также не стоит забывать, что для своей машины нужно покупать страховку и платить за парковку. Мне нередко приходилось ставить машину далеко от дома, потому что к вечеру все дворы в моем спальном районе были заняты.
Кроме того, у меня возникали трудности с сезонным хранением шин, а также с необходимостью их вовремя менять — неоднократно приходилось стоять в очереди на шиномонтаж.
- Машина теряет в цене
Быстрее всего дешевеют модели премиального сегмента, но таких машин у меня не было. Тем не менее с увеличением пробега растёт уровень износа деталей и механизмов, поэтому рыночная цена автомобиля снижается. Например, на своей машине я попадал в ДТП. Отремонтировали её хорошо, но, как ни крути, факт кузовного ремонта стал причиной для торга при продаже.
- Ты привязан к своему автомобилю
Сейчас, приезжая в центр города, я не задумываюсь о поиске дешёвого парковочного места и о необходимости продлевать время паркинга. Я могу выйти из такси или завершить аренду каршеринга в одном месте, а потом, закончив свои дела, попросту взять другую машину поблизости от меня. Кстати, если говорить о парковках в центре (по 380 ₽ в час), то такси будет дешевле, чем оставить свою машину на паркинге на несколько часов.
Почему я за другие виды транспорта
- В Москве очень неплохо развит общественный транспорт
Например, за последнее время открылось много новых станций метро. Теперь можно быстро добраться даже за МКАД. Если приобретаешь проездной — поездки становятся достаточно выгодными. Огромный плюс в том, что нет никаких пробок и ты можешь точно рассчитать время прибытия.
Что касается наземного транспорта — большое преимущество автобусов заключается в возможности ездить по выделенной полосе. То есть многие пробки можно объехать, тоже сэкономив немало времени.
- Каршеринг доступен повсюду
Практически в каждом районе можно найти несколько автомобилей в шаговой доступности. Я зарегистрирован в трёх компаниях, которые предлагают краткосрочную аренду автомобилей. Это очень удобно, поскольку машина хотя бы одной из них всегда есть поблизости. К тому же сейчас предлагаются выгодные фиксированные тарифы аренды — ты берёшь машину на несколько часов (километраж в таком случае считается отдельно, поэтому даже если машина половину времени стоит, получается достаточно выгодно) или указываешь точку прибытия. Это дешевле, чем поминутная аренда. Также за несколько лет очень расширилась зона покрытия. Появилась возможность выезжать за пределы Москвы, например.
- В такси я могу заниматься своими делами в дороге
Даже если мне приходится долго ехать по пробкам, в такси я совмещаю приятное с полезным — перемещаюсь до точки назначения и параллельно решаю рабочие задачи. Если бы я сам был за рулём, то это, конечно же, было бы невозможно. В общественном транспорте в час пик — тоже. Именно по этой причине я нередко решаю переплатить за такси, а не брать каршеринг.
Когда всё же неплохо иметь личный автомобиль
- Если он помогает тебе зарабатывать
В доковидные времена машина помогала мне больше зарабатывать. В таком случае я считаю, что покупка автомобиля оправдана. К тому же я постоянно был в разъездах, то есть машина не простаивала. И даже с учётом затрат на обслуживание и платежа по кредиту она приносила мне прибыль.
- Если ты живешь в пригороде
Добираться до Москвы на электричке бывает не всегда удобно. Гораздо удобнее доехать до города на машине и оставить её на перехватывающей парковке, а затем передвигаться на общественном транспорте. Тем более, если правильно рассчитать время, удастся избежать серьёзных пробок. К тому же ты не привязан к расписанию, поэтому можешь себе позволить вернуться домой даже ночью.
- Если расходы на автомобиль не обременяют
Если доход позволяет приобрести машину для редких поездок — почему бы и нет. Всё зависит от финансовых возможностей. Кто-то приобретает велосипед, чтобы покататься на нём 2–3 раза за лето, а кто-то — автомобиль.
Мои выводы
Я прекрасно себя чувствую после продажи автомобиля. Я закрыл кредит и больше ни к чему не привязан. Каршеринг, такси и общественный транспорт полностью удовлетворяют мои потребности.
Задуматься о том, чтобы купить машину снова, пожалуй, могут заставить лишь кардинально изменившиеся условия на работе. Например, если вновь придётся ездить к большому количеству клиентов, я, возможно, вернусь к этому вопросу.
Автор:
Фёдор Калабкин