БЕЗОПАСНОСТИ МНОГО НЕ БЫВАЕТ | носости на nalogi-vychety

Недоработки и упущения в работе охраны учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального назначения чреваты серьезными последствиями – речь идет о безопасности, жизни и здоровье людей. Вопросы обеспечения эффективности охраны этих объектов требуют максимального внимания и со стороны заказчиков и со стороны органов власти, ответственных за сферу безопасности. В Подмосковье таковым является Главное управление региональной безопасности Московской области. Первый заместитель ГУРБ МО Владимир Герасименко в своей статье подробно осветил наиболее часто возникающие вопросы при контрактовании услуг охраны и проблемы, связанные с исполнением уже заключенных контрактов.

Вопросы контрактования услуг охраны
Около 7 млрд руб. ежегодно расходуется из консолидированного бюджета Московской области на оплату государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг охраны.
Это физическая и техническая охрана учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального назначения, т.е. об охрана всех объектов, находящихся в ведении Московской области или муниципалитетов, в том числе собственно и административных помещения, в которых размещаются и органы власти и управления.
Следует отметить, что в основном функции охраны на таких объектах осуществляют частные охранные организации (ЧОО).
Вопросы обеспечения эффективности охраны указанных объектов требуют максимального внимания как со стороны непосредственно заказчиков, так и со стороны центрального исполнительного органа государственной власти специальной компетенции в сфере безопасности, которым является Главное управление региональной безопасности Московской области.
Какие-либо недоработки и упущения в этой работе чреваты серьезными последствиями, ведь речь идет о безопасности, о жизни и здоровье жителей Подмосковья, и в первую очередь наших детей, посещающих образовательные учреждения и другие места массового пребывания.
Несмотря на принимаемые меры в прошлом году, было совершено несколько преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье людей на объектах, охраняемых частными охранными организациями.
В качестве наиболее резонансного примера можно привести случай, произошедший в октябре 2020 года в Воскресенске. Там преступник в нетрезвом состоянии проник на территорию детского сада, напал с ножом на сотрудницу и убил ее. По условиям муниципального контракта охрану данного учреждения должны были осуществлять два охранника, по факту на месте находился один (сотрудница ЧОО). Должностные лица, допустившие такую халатность, привлечены к уголовной ответственности.
Не единичны случаи, когда недобросовестное исполнение обязанностей по охране приводило к утрате и порче охраняемого имущества. Невообразимый случай произошел в Красногорске – в один из детских садов ночью проник гражданин в неадекватном состоянии и на протяжении нескольких часов буквально крушил игровые формы, мебель и сантехнику. Дежуривший в ночь на объекте охранник не только не пресек все это, но даже не вызвал полицию.
Известные кровавые события в колледжах Керчи и Благовещенска в определенной степени стали возможными вследствие наличия просчетов в обеспечении физической охраны этих объектов.
Насколько эффективно организована охрана, насколько качественно выполняют свои обязанности сотрудники ЧОО – настолько мы будем уверены в безопасности наших граждан и настолько можем быть уверены, что бюджетные средства на нашу безопасность расходуются не зря.
Но здесь возникает вопрос – а кто должен контролировать и проверять добросовестность несения службы охранниками?
При личном общении неоднократно приходилось слышать со стороны руководителей, что контролировать и проверять охранные предприятия должны только силовые структуры. Отчасти да – общий надзор за частной охранной деятельностью осуществляет прокуратура, а государственным регулятором в данной сфере является Росгвардия.
Но вместе с тем, заказчики по государственным и муниципальным контрактам имеют не меньше полномочий, позволяющих организовать действенный контроль за качеством предоставляемых услуг охраны.
В данном материале мы попытаемся ответить на наиболее часто возникающие вопросы при контрактовании услуг охраны и осветить некоторые проблемы, связанные с исполнением уже заключенных контрактов.

Новшества 2021 года
Основным отличием компании по закупкам услуг охраны на 2021 год стало использование новой формы типового контракта, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01.06.2020 № 149 и впервые широкое применение при закупках охранных услуг технологии Умного контракта.
С учетом требований приказа Росгвардии Главным контрольным управлением Московской области совместно с Главным управление региональной безопасности и Комитетом по конкурентной политике в октябре прошлого года на Портале исполнения контрактов ЕАСУЗ были разработаны и размещены шаблон электронной карточки контракта «Оказание охранных услуг» и «Умный контракт» на оказание охранных услуг.
И, начиная с октября 2020 года, уже все закупки услуг охраны за счет средств бюджета Московской области, осуществляются только с использованием данной технологии.
Подобное нововведение несомненно послужило устранению всякого рода нарушений при формировании проектов контрактов, сокращению времени на согласование контрактными службами текста проектов контрактов с внутренними структурными подразделениями заказчика, упростилось процедура рассмотрения закупки на МВК, и, что не мало важно, освободило сотрудников контрактных служб от рутинной работы, связанной с подготовкой и согласованием пакетов закупочной документации.
Особенности и правила применения технологии «Умного контракта» размещены в разделе «База знаний» ПИК ЕАСУЗ и доступны всем пользователям.

Основные особенности нового типового контракта
Прорывным моментом стал однозначный запрет на передачу обязанностей на оказание услуг охраны по договору субподряда — согласно п. 2.1.1 Типового контракта исполнитель обязан оказать услугу заказчику «лично».
Данный запрет ранее не носил столь императивного характера и практически не указывался в условиях контракта, поскольку вызывает крайне неодобрительную реакцию со стороны сообщества негосударственных охранных структур.
И это понятно – рынок охранных услуг в Московском регионе сформировался таким образом, что на нем присутствует с десяток крупных игроков, которые являются участниками почти всех крупных тендеров и благодаря своему опыту в этой сфере, юридической «подкованности» своих закупщиков, наработанным связям в государственных и муниципальных органах власти почти всегда выходят победителями конкурсов.
Но при этом штат собственных сотрудников таких «победителей» многомиллионных тендеров составляет порой всего несколько десятков человек.
В итоге они передают свои контракты своим коллегам ЧОПам из других регионов, менее искушенным в нюансах госзакупок, и согласных брать под охрану объекты за цену, даже меньшую чем была определена по итогам торгов.
Нужно ли говорить, что чем меньше получает охранник за свою работу, тем менее ответственно он относится, к своим обязанностям, тем ниже его квалификация, физическая подготовка и техническое оснащение.
Поэтому, по нашему мнению, запрет на субпоряд является одним из правильных и необходимых шагов на пути повышения качества охраны.

Проблематика контрактования услуг охраны
На протяжении последних лет все охранное сообщество не перестает «бить в колокола» по поводу постоянного снижения стоимости контрактов на услуги охраны.
Этот вопрос систематически обсуждается в Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности, в Комитете Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности, на заседаниях Координационного Совета негосударственных структур безопасности (создан при Росгвардии), и особо активную работу по решению данной проблемы осуществляет Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности и «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС).
Так, согласно расчета для Московской области минимальная стоимость одного круглосуточного поста охраны должна составлять не менее 128 тыс. руб. в месяц. Этот расчет основан на установленном для нашего региона МРОТ в 15 тыс. руб.
Снижение этой цены приводит или к невыполнению Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области, заключенного 31.10.2019 между Правительством Московской области, Союзом» Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей.
Другой стороной   проблемы заключения контрактов на услуги охраны по цене ниже здравого смысла, является неизбежное уклонение охранной организации от налоговых и других обязательных платежей в бюджет – ведь какую-то зарплату охранникам все равно надо выплачивать, поэтому приходится «оптимизировать» другие расходы.
Анализ стоимости государственных и муниципальных контрактов на услуги охраны, заключенных на 2021 год, показывает, что не более 5% от всех контрактов учитывают МРОТ.
Средняя стоимость суточного поста составила – 85 тыс. руб. в месяц. При этом зафиксированы отдельные муниципальные контракты с ценой и в 40 тыс. и даже в 30 тыс руб.
Несмотря на очевидную экономию бюджетных средств здесь также очевидно, и то, что охрана на этих объектах будет организована крайне некачественно, по принципу «вы делаете вид, что нам платите – а мы делаем вид, что вас охраняем».
Проблема несоответствия реальной стоимости услуг охраны контрактным ценам обусловлена двумя причинами.
Причина первая – практика формирования Н(М)ЦК постовой охраны по методу сопоставления рыночных цен (анализа рынка), который как известно согласно требований 44-ФЗ является приоритетным.
Находясь в условиях ограниченности финансовых ресурсов заказчики, как правило, принимают для расчета коммерческие предложения исходя из объема выделенных им средств на охрану, формируя тем самым «рыночную» стоимость услуги явно несоответствующую реальной.
Здесь мы ожидаем  возможного постановления Правительства РФ  о федеральном органе исполнительно власти, уполномоченном на установление порядка определения Н(М)ЦК при осуществлении закупок услуг охраны и затем приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с определением в качестве приоритетного затратного (расчетного) метода определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок на услуги охраны и, может быть даже, с примерными расчетами по каждому региону в зависимости от установленного МРОТ.
Второй причиной является демпинг со стороны отдельных охранных предприятий, стремящихся любой ценой выиграть конкурс и взять объект под свою охрану, без учета предстоящих затрат и себестоимости услуги.
Как правило эти «демпингеры» рассчитывают впоследствии договориться с представителями заказчика, которые «закроют глаза» на явные нарушения условий контракта, поскольку при таком низком финансировании выполнить все обязательства по договору охраны в принципе невозможно.
Есть разные способы противодействия демпингу при закупках. Начиная от использования рычагов 44-ФЗ (преимущественное использование электронных конкурсов, перед аукционами, преобладание нестоимостных критериев оценки и пр.), заканчивая привлечением общественных структур (в данном случае Координационных советов НСБ при Росгвардии).
Но я хочу обратить внимание на самый действенный способ – обеспечить безусловное выполнение победителем конкурса требований контракта на оказание охранных услуг.

Контроль за исполнением условий контракта на оказание охранных услуг
Особую тревогу вызывает то, что под некачественной охраной оказываются потенциальные объекты террористических посягательств – места массового пребывания людей, школы и детские сады и пр.
В этой связи приняты соответствующие решения Антитеррористической комиссии Московской области, направленные на усиление контроля за полнотой и качеством исполнения своих обязательств по контракту охранными организациями.
Так в Решении Антитеррористической комиссии Московской области № 67 от 12.11.2020 отмечено, что частные охранные организации не в должной мере обеспечивают необходимый уровень защищенности охраняемых объектов. Отмечаются случаи существенных нарушений условий контрактов на оказание услуг охраны государственных и муниципальных объектов.
При этом отсутствует системный подход к организации контроля за деятельностью охранных структур со стороны центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности (охраны) объектов социальной инфраструктуры и мест массового пребывания людей, находящихся в государственной и муниципальной собственности, правообладателям таких объектов поручено осуществлять на системной основе контроль за деятельностью организаций, предоставляющих услуги охраны в течении всего срока действия контракта.
Данное поручение подразумевает организацию претензионно-исковой работы в отношении ЧОО, нарушающих условия контрактов или оказывающих услуги недостаточного качества.
Решением АТК от 17.12.2019 № 64 ответственными за организацию претензионно-исковой работы по фактам нарушения условий выполнения контрактов по оказанию охранных услуг муниципальным учреждениям   определены главы муниципальных образований.
Думается, что такие поручения, кстати за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность, подвигнет руководителей учреждений, ранее по разным причинам, предпочитавших «не портить отношения» с охранными структурами, по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию и неукоснительно требовать организацию охраны надлежащего качества.
Но главным побудителем организации системы контроля за исполнением контрактов на охрану, должно стать осознание должностными лицами своей личной ответственности за состояние безопасности на вверенном объекте и обеспечение его антитеррористической защищенности.
Сейчас мы изучаем и анализируем опыт Москвы, где на значительной части охраняемых объектов установлены системы электронного слежения (контроля) за действиями сотрудников охранного предприятия. Такие системы позволяют вести учет отработанного времени по каждому сотруднику, исполнение им своих обязанностей по обходу территории, соблюдению пропускного режима и т.п.
Данные объективного контроля полученные от таких систем являются подтверждением исполнение условий контракта и наоборот – основаниями для выставления претензий в случае нарушения. Причем мониторинг ведется в режиме онлайн круглые сутки.

Bit News
Добавить комментарий