Власти Москвы поведали о деталях приложения, при помощи которого автовладельцы сумеют сдавать свои машинки в короткосрочную аренду. Но у идеи все еще очень огромные опасности, предупреждают специалисты.
Приложение «Народный каршеринг», над которым работают власти Москвы, будет собственностью правительства городка, оно же будет «пристально глядеть профили юзеров на наличие опыта вождения и стажа управления транспортным средством», сказал глава транспортного комплекса столицы Максим Ликсутов.
Собственник кара, по его словам, сумеет сам определять, кому разрешить брать в аренду свою машинку (возраст, опыт и др.) и где возвратить ее.
О том, что столичные власти прорабатывают проект «Народный каршеринг», мэр Москвы Сергей Собянин заявил посреди 2018 года. Предполагалось, что хоть какой автовладелец сумеет сдавать собственный кар через систему каршеринга, но детали не назывались. С помощью разрабатываемого сервиса кар поможет обладателю заработать, а городку – разгрузить дороги, рассчитывает Ликсутов. Он привел статистику, по которой наиболее 90% времени личный кар не употребляется.
Как употребляют каршеринг в Москве
1-ый сервис каршеринга – Anytime – возник в столице в 2013 году, но интенсивно рынок стал развиваться в осеннюю пору 2015 года: тогда компании получили возможность получать льготные разрешения на парковку в столице, а для их юзеров парковка стала бесплатной. В 2019 году москвичи сделали на карах системы каршеринга 47 млн поездок, что наиболее чем вдвое больше, чем в предшествующий год (23 млн). До начала пандемии коронавирусной инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека) парк короткосрочной аренды в городке составлял 32 тыс. каров.
На данный момент в систему столичного каршеринга входят восемь операторов: «Делимобиль», YouDrive, BelkaCar, Rentmee, Lifcar, «Карусель» (аренда самокатов), «Yandex.Драйв», Matreshcar. Чтоб арендовать машинку, юзер должен пройти регистрацию на веб-сайте либо в мобильном приложении оператора, прикрепив фото паспорта и водительского удостоверения. Опосля проверки юзер может взять в аренду доступный кар.
Нужен ли городку «Народный каршеринг»
Представитель каршеринга YouDrive заявил РБК, что компания считает увлекательной идею дептранса. «В городке вправду много простаивающих авто. Это даст толчок для развития каршеринга по новейшей для Москвы модели p2p (peer-to-peer, либо «от юзера к юзеру». – РБК)», – гласит он. Представитель YouDrive также отметил, что компания уже работает с физическими лицами. «Чтоб стать участником программки, можно внести сумму, равную цены кара, либо сдать свою машинку, которая соответствует требованиям дептранса», – поведал он.
По словам источника РБК в еще одном сервисе каршеринга, спрос на авто «народного» сервиса покажется лишь в случае, если стоимость на услугу будет ниже, чем предложения главных игроков. «Если московские власти, как это дискуссируется, отменят возможность бесплатной парковки для каршеринга, то стоимость услуги поднимется приблизительно вдвое – до 15–16 руб. в минуту аренды. И если стоимость минутки у «Народного каршеринга» будет ниже, то, естественно, им будут воспользоваться», – отметил собеседник РБК. Еще одним фактором, который воздействует на популярность сервиса посреди обитателей городка, будет доступность каров и удобство их парковки опосля окончания поездки.
«Каршеринговые операторы есть почти во всем благодаря наличию парковочных разрешений, они разрешают сервисам существовать как бизнесу», – указала сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова. По ее словам, пока не ясно, как это можно применить к обыденным авто. «Это быть может возможная уязвимость, все люди пойдут получать разрешения на бесплатную парковку», – объяснила она. 2-ой вопросец состоит в том, что любая модель, которая возникает в парке оператора каршеринга, проходит ряд тестов и исследовательских работ, до этого чем оборудуется всеми необходимыми модулями, отметила Макарова. «Потому в каршеринговых сервисах нет сотен моделей, добавление всякого новейшего кара – отдельный проект», – произнесла она. Не считая того, на данный момент все сдаваемые в аренду авто нужно непременно оснащать телематическим оборудованием.
Представители «Yandex.Драйв» и «Делимобиль» отказались от объяснений.
Какие опасности в проекте есть для автовладельцев
Для каров, которые планируется сдать в каршеринг, нужно будет оформлять полис ОСАГО для неограниченного круга лиц. Согласно указанию Центробанка, для физлиц повышающий стоимость страховки коэффициент составляет 1,94, напоминают в Русском союзе автостраховщиков (РСА). По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, частотность ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) по каршеринговым карам выше, чем по карам такси и, если система «Народный каршеринг» будет запущена, за оформление ОСАГО придется платить больше, чем по обычному кару.
При этом если кар каршеринга попадет в трагедию по вине водителя и вред превзойдет предел по ОСАГО, отвечать перед потерпевшими придется не только лишь юзеру сервиса, да и обладателю машинки. «ОСАГО имеет предел – 400 тыс. руб. по «железу» и 500 тыс. руб. за причинение вреда жизни и здоровью человека, – напомнил Уфимцев. – При превышении лимита, в согласовании с Штатским кодексом, пострадавшая сторона имеет право предъявить претензии как водителю, так и конкретному обладателю тс». Он объяснил, что в предстоящем собственник в рамках отдельного судебного разбирательства может попробовать взыскать вред с юзера каршеринга, но поначалу придется покрыть вред потерпевшей стороне.
Источник РБК в одной из каршеринговых компаний колеблется, что физлицо будет готово взять на себя такую ответственность: «Тем наиболее если окажется, что ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) вышло из-за технической неисправности – к примеру, не сработали тормоза и есть пострадавшие либо погибшие». Президент Государственного авто союза Антон Шапарин гласит, что есть предложения о конфискации каров у опьяненных водителей вне зависимости от того, кто собственник машинки, что в предстоящем может стать большенный неувязкой.
По воззрению координатора авто общества «Голубые ведерки» Петра Шкуматова, мысль заслуживает проработки, но он колеблется, что она начнет действовать в наиблежайшее время. «У меня большущее количество личных и нужных в дороге вещей, и, если я буду сдавать кар неясно кому, вопросец, что с ними созодать. А если мне машинка вдруг срочно пригодилась? А если машинка остается на платной парковке, а я не успеваю ее забрать? И есть неувязка с ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) – даже если страховка покроет весь вред, все равно можно остаться без машинки», – резюмирует Шкуматов.