Битва за Луну: Как сверхдержавы желают колонизировать спутник Земли и для чего им это необходимо


9 марта Наша родина и Китай подписали меморандум о сотрудничестве в области сотворения Интернациональной научной лунной станции (МНЛС).

«В рамках проекта Наша родина и Китай, используя собственный опыт в области галлактической науки, сотворения и использования галлактической техники и галлактических технологий, будут вести тесное взаимодействие при планировании, обосновании, проектировании, разработке, реализации, эксплуатации проекта по созданию МНЛС, включая его презентацию мировому галлактическому обществу», — говорится в сообщении «Роскосмоса».

Фактически не быть может колебаний в том, что российско-китайский проект является ответом на американо-европейский (плюс Япония, Австралия и ОАЭ) проект «Артемида», итоговой целью которого также являет создание лунной базы.

Другими словами, мы стоим на пороге новейшей лунной гонки — причём в формате, на удивление напоминающем аналогичную кампанию времён Прохладной войны.
Вообщем, есть и значительные различия меж тогдашней и сегодняшней ситуациями — сначала, в научно-технической сфере.
Как и для чего же ведущие мировые державы желают колонизировать луну, разбирались одесский журналист Юрий Ткачев и издание «Страна».

Американка «Артемида» — наследница «Аполлона» 

О «возвращении на Луну» в США временами поговаривали уже издавна, но в 2019 году дискуссии наконец обрели конкретику: сейчас уже прошлый президент США Дональд Трамп официально поручил НАСА организовать новейший полёт космонавтов на Луну, что обязано стать первым посещением Луны человеком с 1972 года, когда свершилась крайняя, шестая посадка на спутник Земли в рамках миссии «Аполлон-17».

Эскиз галлактического корабля «Орион», лететь на Луну америкосы желают конкретно на таком
Программка «Артемида» разбита на 10 шагов: например, посадка на Луне запланирована на 2024 год — к 55-летию годовщины первой посадки на Луну в рамках миссии «Аполлон-11» в 1969-м.

Дальше в планах — создание галлактической станции на орбите Луны, а к 2028 году — и неизменной станции на поверхности спутника Земли со сроком службы в 15 лет.

Звучит амбициозно, но получится ли выполнить данную программку?

Так, тяжело складывается судьба ракеты-носителя, которую планируют применять в данном проекте. Новенькая сверхтяжёлая ракета SLS разрабатывается Boeing с 2011 года.

1-ый беспилотный пуск был вначале назначен на 2017 год, позже его перенесли на 2019, 2020 и в итоге на конец 2021-го. Конкретно эта дата считается «рабочей» на нынешний денек, но есть сомнения в том, что полёт всё-таки состоится.
Так, огневые тесты движков ракеты в январе 2021 пришлось оборвать из-за нарушений характеристик сохранности: заместо нормативных восьми минут движок проработал только 67 секунд.

Потом были выявлены проблемы в работе клапанов, которые планировали к 26 февраля убрать и провести новейшие тесты. Как досадно бы это не звучало, в срок не успели. На данный момент на дворе март, а о новейшей дате пока не объявляется.

Ещё одним слабеньким местом проекта является его политический нюанс. И «Артемида», и её предшественник, программка «Созвездие», были инициативой президентов-республиканцев Трампа и Буша. Причём сменивший Буша в Белоснежном доме демократ Барак Обама программку «Созвездие» просто-напросто закрыл.

С «Артемидой» такового как бы произойти не обязано: новейший президент США Джо Байден заявил, что поддерживает реализацию программки.

Но одной поддержки в таковых вещах не достаточно: освоение вселенной просит колоссальных инвестиций и будет ли финансирование лунной гонки ценностью администрации Байдена, в особенности в непростые коронавирусные времена, пока неясно.

Русско-китайские амбиции 

Как докладывает «Роскосмос», российско-китайская научная лунная станция будет представлять собой комплекс экспериментально-исследовательских средств на поверхности и/либо на орбите Луны.

Она создана для проведения научно-исследовательских работ, включая исследование и внедрение Луны, лунные наблюдения, исследовательские опыты и проверку технологий с возможностью долговременной беспилотной эксплуатации с перспективой присутствия человека на Луне.

К истинному времени уже подписано соглашение меж «Роскосмосом» и КНКА о сотрудничестве по координации русской миссии с орбитальным галлактическим аппаратом «Луна-Ресурс-1» и китайской миссии исследования полярной области Луны «Чанъэ-7».
Формально русская лунная программка была озвучена ещё ранее американской — в 2018 году. Она подразумевала полёт на орбиту Луны в 2026-м, высадку в 2030-м, создание орбитальной станции и группировки искусственных спутников навигации и связи в районе 2035-го и создание базы — к 2040-му.

Другими словами, если планы участников лунной гонки будут реализованы в срок, то русская лунная база начнёт работу тогда, когда срок функционирования американской будет уже подступать к концу.
На данный момент сроки мало сместились, и не в сторону убыстрения программки.

Так, глава «Роскосмоса» Рогозин в своём Telegram-канале 6 марта сказал, что пилотируемый облёт Луны запланирован на 2028-й (заместо 2026-го), хотя посадка россиян на Луну как бы запланирована на всё этот же 2030-й.

Русский корабль «Орёл», эскиз
Главная неувязка — отсутствие у Рф сверхтяжёлой ракеты-носителя. Аналог американской SLS, ракета «Енисей», пока существует лишь на бумаге.

Поточнее, в полном смысле этого слова её нет даже там: окончить проектирование «Енисея» планируют в 2021-м, а физический пуск запланирован аж на 2028-й — напомним, америкосы к этому моменту уже собираются осваиваться на собственной новейшей лунной базе.

Немногим ранее, в 2027-м, должен состояться 1-ый полёт русского «недосверхтяжа», «Ангары А5В», средством которой можно будет выполнить 1-ые испытательные полёты в рамках лунной миссии (но не сами полёты на Луну!).

Китайская супертяжелая ракета «Чжанчжен-9»

У китайских партнёров Рф ситуация, к слову, в этом плане схожая: китайский «супертяж» «Чжанчжен-9» собираются окончить к 2027 году.

Правда, у Рф есть два козыря в рукаве.

Во-1-х, это не имеющий аналогов в мире опыт по созданию модулей для длительного пребывания в мироздании: та же Интернациональная галлактическая станция, например, построена вокруг собранного в Рф орбитального модуля «Заря».Во-2-х, это проект трансорбитального буксира «Нуклон» на ядерной тяге, который в теории может удешевить доставку грузов от Земли к Луне и облегчить процесс сотворения как орбитальной, так и поверхностной лунных баз.
И это важный момент.

Для сопоставления, для поддержания работы Интернациональной галлактической станции к ней раз в год необходимо отправлять порядка 5–10 грузовых кораблей (не считая полётов, целью которых являются доставка и отправка назад на Землю членов экипажа). 

При цены старта одной американской ракеты SLS в границах 0,8–1,6 млрд баксов США понятно, что проект выйдет, мягко говоря, недешёвым.

Откуда следует естественный вопросец: ради чего же, фактически, сверхдержавы идут на подобные расходы?

Для чего нужна база на Луне?

Вопросец необходимости сотворения лунной базы — далековато не праздный. Ведь на это будут потрачены весьма огромные средства, и потому хотелось бы знать, что мы получим взамен.

Например, коммерческий галлактический туризм, который представляется одним из более тривиальных методов заработка на освоении Луны, навряд ли дозволит окупить сколь угодно серьёзную часть издержек на проект — даже по самым оптимистичным оценкам, он сумеет стать только маленьким подспорьем в деле финансирования проекта.

Сначала создание лунной базы — это «вещь внутри себя», где ценностью является сам итог.

Проще говоря, для сотворения лунной базы нам придётся решить огромное количество технических и технологических задач, создать и ввести целый ряд прогрессивных технологий (робототехника, энергетика, материаловедение и т. п.), любая из которых может иметь также применение в остальных сферах.
А лунная программка — это просто обёртка, объединяющая цель для работы целых кластеров учёных, инженеров и сверхтехнологичных компаний.

2-ое — это тривиальный вопросец политического престижа и статуса передовой научной державы.

В этом смысле 2-ая лунная гонка не достаточно различается от первой, имевшей пространство в годы Прохладной войны.

Тогда покорение Луны также не имело существенного практического смысла, и опосля того, как америкосы «поставили галочку» в этом вопросце, проект был стремительно свёрнут, причём как в США (которые уже стали первыми и не лицезрели смысла далее тратиться), так и в СССР (для которого приход к финишу гонки вторым из 2-ух участников смотрелся недостаточно симпатичной целью).

Сейчас в критериях, когда интернациональная обстановка на Земле до боли припоминает вторую серию той Прохладной войны, причём фактически с теми же участниками в основных ролях, разумно было бы ждать повторения галлактических соревнований 60-х годов в том либо ином виде, и мы вправду смотрим это.

Но есть ли конкретная полезность от сотворения лунной базы вне общенаучного и политического контекста?

«Космодром подскока»

Одной из вероятных целей строительства лунной базы быть может создание «пересадочной станции», с которой в дальнейшем будут отчаливать экспедиции к иным планеткам — к примеру, Марсу либо Венере.

Вправду, 2-ая галлактическая скорость (другими словами скорость, которую необходимо придать кораблю, чтоб он покинул округи небесного тела) для Луны составляет всего 2,4 километра за секунду против 11,2 километра за секунду для Земли.

На самом деле, это значит, что стартующий от Луны к Марсу галлактический корабль затратит на разгон до 2-ой галлактической скорости в 22 раза меньше горючего, чем если б он стартовал с Земли. 
При всем этом если в качестве горючего этот корабль будет применять водород, а в качестве окислителя — кислород, то эти составляющие, по всей видимости, можно будет добыть конкретно на Луне, где она, по всей видимости, имеется в довольно существенных количествах в районе полюсов.

Схожий проект имеется у США: в 2017 году был предложен и принят к реализации проект сотворения так именуемой Лунной орбитальной платформы-шлюза (Lunar Orbital Platform-Gateway, она же Deep Space Gateway).

Правда, как надо из наименования, «космодром подскока» по южноамериканскому проекту должен размещаться на орбите нашего спутника. Но критики проекта указывают, что создание данной станции на поверхности Луны было бы наиболее целесообразным ввиду относительно наименьших расходов на содержание объекта. Не считая того, решение задачки по производству горючего из лунной воды невообразимо без сотворения наземной инфраструктуры.

В любом случае, данная теория является одной из более многообещающих практических целей для сотворения неизменных баз на Луне и заходит в список главных целей как русской, так и американской лунных программ.

Добыча нужных ископаемых 

В научной фантастике существование неизменных галлактических баз, в том числе и на Луне, разъясняется в главном необходимостью добычи некоторых ценных нужных ископаемых.

Правда, с учётом себестоимости таковой добычи эти ископаемые определённо должны быть довольно ценными, а, не считая того, они должны отсутствовать на Земле — или же их добыча на нашей планетке обязана быть ещё наиболее дорогостоящей.

Пока непонятно, есть ли подобные ископаемые на Луне. Поточнее, кое-что необыкновенное там и правда есть: совершенно не встречающийся на Земле изотоп гелий-3 — «лёгкий гелий», любой атом которого состоит из 2 протонов и 1 нейтрона заместо 2-ух протонов и 2-ух нейтронов у обыденного гелия-4.

На Земле гелий-3 можно создавать лишь искусственно, причём стоимость производства 1 килограмма оценивается приблизительно в 20 миллионов баксов США.

Добыча и доставка гелия-3 с Луны может оказаться значительно дешевле, а если учитывать, что оценочные припасы гелия-3 на Луне составляют по последней мере 500 000 тонн, затея может смотреться очень многообещающей.
Неувязка в том, что пока гелий-3 нам особенно-то и не нужен: сейчас он употребляется в неких устройствах (к примеру, счётчиках нейтронов), для производства термоядерного орудия, имеет ограниченное внедрение в медицине (магнитно-резонансной томографии) и в перспективе может применяться в сверхмощных криогенных устройствах.

Но пока спрос на данное вещество маленький, и измеряется сотками граммов в год.

Потребности в гелии-3 могут значительно возрости по мере развития технологий управляемого термоядерного синтеза (другими словами сотворения термоядерных электростанций).

Вправду, гелий-3 является значительно наиболее многообещающим термоядерным топливом, нежели водород и его изотопы, дейтерий и тритий.

Крайний представляет в особенности огромную делему: тритий весьма дорог (около 30 миллионов баксов за килограмм), не считая того, реакции с его внедрением порождают массивное нейтронное излучение, что очень неловко. Подмена трития добытым на Луне гелием-3 является очень многообещающим направлением термоядерной энергетики.

Как досадно бы это не звучало, запускать такие реакции земные учёные пока не могут: по самым жизнеутверждающим оценкам это станет может быть только через 20–30 лет. Но как это произойдёт, лунный гелий-3 станет одним из самых нужных веществ на Земле, как посреди XX века это вышло с до той поры «никчемным» ураном.

И к этому моменту нам, естественно, хорошо было бы завладеть технологиями его добычи, в том числе и на Луне.
Совершенно же на Луне имеется достаточно много нужных ископаемых, таковых как железо, алюминий, титан и так дальше. Правда, все их проще и дешевле добыть на Земле. Другое дело, что Луна пока изучена достаточно слабо, и мы имеем только весьма общие представления о том, что конкретно там есть и что ещё там быть может.

Разведка нужных ископаемых Луны является одной из целей русской лунной программки.

Лунная наука

Луна не имеет атмосферы и магнитного поля и потому является неповторимым местом для проведения обширно диапазона научных исследовательских работ — сначала астрономических и физических.

На Луне можно проводить труднодоступные нам сейчас исследования галлактической среды, нашего Солнца, остальных планет Галлактики и так дальше. Не считая того, близкое исследование самой Луны может отдать неповторимые сведения о истории формирования Галлактики и самой Земли.

И кто понимает, какие научные открытия будут лежать на другом конце цепочки исследовательских работ и что они сумеют принести нам в перспективе?
Правда, скептики говорят, что большая часть таковых исследовательских работ быть может выполнено при помощи автоматических галлактических станций — вроде тех же орбитальных телескопов и остальных схожих устройств.

Вроде бы там ни было, 1-ые лунные базы — что российско-китайская, что американо-европейская — сначала будут, возможно, конкретно научными лабораториями.

Луна послезавтра 

В наиболее отдалённом будущем вероятны и остальные практические цели колонизации Луны. Сейчас они могут смотреться мало фантастично, но не достаточно ли мы лицезрели примеров того, как казавшееся мистическим ещё вчера сейчас становится полноправной частью нашей жизни?

Например, что вы скажете о проекте перевоплощения Луны в огромную электростанцию? Массивные солнечные панели, расположенные вдоль экватора Луны, по оценкам сумеют создавать около 1 квадриллиона (миллиона млрд) ватт.

Стоимость строительства такового комплекса оценивается приблизительно в 200 млрд баксов, тогда как стоимость строительства солнечных станций аналогичной мощности на Земле оценивается приблизительно в 9 триллионов баксов, а наземных атомных станций — около 6 млрд баксов.

Передавать выработанную таковым образом энергию на Землю можно при помощи направленных электромагнитных пучков — скажем, массивных радиоволн либо лазеров.

Правда, для этого необходимо поначалу выстроить на Луне массивные фабрики по производству солнечных батарей в большей степени из местных материалов (чтоб сберечь на их доставке с Земли). А это просит куда большей степени освоения спутника, чем та, о которой мы говорим сейчас.

Если же мы освоимся на Луне так, что сможем строить там фабрики (и городка с людьми, которые будут их обслуживать), то способности открываются по-настоящему широкие.
Например, на Луне будет целенаправлено сделать создание искусственных спутников, которые потом будут запускаться на орбиту Земли — благодаря низкой гравитации Луны и высочайшей гравитации Земли, пуск такового спутника будет в сотки раз дешевле, чем вывод его на орбиту с земной поверхности.

Подводя итоги, можно сказать, что освоение Луны и создание там неизменной обитаемой базы — задачка не только лишь принципиальная, да и многообещающая, которая способна, повторяя именитые слова Нила Армстронга, стать огромным скачком для всего населения земли.
И если не очень подходящая интернациональная обстановка на Земле мотивирует сверхдержавы на самом деле, а не словестно заняться решением данной нам задачки, то такое положение дел можно лишь приветствовать.

Источник: politcentr.ru

Bit News
Добавить комментарий