Пятилетний Артём желает приобрести все игрушки в мире, у шестилетнего Игоря теряется энтузиазм к новеньким вещам через 20 минут, десятилетний Олег повсевременно всё теряет, и мать опасается давать ему средства, а у семилетней Даши не хватает терпения, чтоб накопить на мечту. Мы побеседовали с родителями и профессионалом по денежной грамотности и узнали, как говорить детям про средства, обучить правильно подступать к покупкам, развить самостоятельность, и узнали, какие условия необходимы, чтоб сформировать новейшие привычки.
Поведайте, что такое средства и для что они необходимы
Ира, менеджер по продажам, мать пятилетнего Артёма
«Артёму 5 лет, и у него много желаний — всё, что увидит — всё желает и весьма расстраивается, если этого не получает. Я повсевременно объясняю, что средства достаются тяжело, сначала необходимо закрыть базисные потребности, а позже растрачивать на утехи. Но всякий раз, когда мы попадаем в магазин — всё начинается поновой».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской денежной грамотности:
«В 5 лет ребёнок может не обдумывать ценности труда и не несёт ответственность за семейные расходы. Но начинать разъяснять, что такое средства и как они работают, уже пора. Начните с игр, чтения книжек и просмотров мультиков про средства.
К примеру, у Смешариков есть серия “Золотое яблоко” про планирование расходов. В книге “Приключения Нодди в игрушечном городке” Энид Блайтон герой узнаёт, что такое средства, и обучается их зарабатывать. А в игре в магазин малыш ощутит себя в роли покупателя, научится различать средства по номиналу и начнёт осваивать счёт».
От редакции
Учитывайте возраст ребёнка и разъясняйте на понятном ему языке. В 10 лет детки уже могут считать, накапливать, созодать покупки в магазине и соображают, откуда берутся средства. В 3 года средства — это бумажки, за их в магазине дают игрушки.
Вот книжки и мульты, которые посодействуют разъяснить детям хоть какого возраста, что такое средства, как ими управлять, воспользоваться банковскими картами и не напороться на жуликов:
Сколько лет
Что почитать
Что поглядеть
3–5
«Приключения Нодди в игрушечном городке» Э. Блайтон
«Азбука денежной грамотности» от Смешариков
Серии Фиксиков с тегом «Средства»
Три кота «Поход в магазин»
6–8
«Пёс по имени Влеки» Ш. Бодо
«Математика и средства: покупаем, продаём, меняем» Т.П. Воронина
«Сказ про то, как Иван королевство выручил» Ю. Орлова
8–10
«Бизнес крокодила Гены» Э. Успенский, И. Агрон
«Средства и бизнес для деток» Д.В. Васин
«Лесная биржа» Э. Матвеев
Серии Пин-Код «Со свистом», «Триндоскоп со скидкой», «Нажмите “Ввод”»
10 и старше
«Базы валютного мира, либо Желаю стать инвестором» И. Якименко
Сериал «Притча о деньгах»
Сериал «Моя семья и остальные трудности»
Обучите оптимальному потреблению
Екатерина, торговец, мать 6-летнего Игоря
«Комната отпрыска завалена игрушками, стоимость неких добивается 7000 ₽, но играет он максимум 2-мя. Когда мы появляемся в магазине, отпрыск просит новейшие игрушки, а когда получает — теряет к ним энтузиазм через 20 минут».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской денежной грамотности:
«Спонтанные желания ребёнка продиктованы всплеском дофамина — гормоном наслаждения от предвкушения покупки. Когда игрушка куплена, удовлетворенность стремительно проходит. Чтоб перехитрить мозг, довольно отложить покупку на позже. Заведите особый блокнот, приклейте изображение игрушки и подождите пару недель. За этот период времени в перечень может добавиться ещё несколько вещей. Через две недельки попросите ребёнка избрать одну игрушку из перечня и купите её — так он научится расставлять ценности, и удовлетворенность от давно ожидаемой покупки будет продолжаться подольше.
Еще в этом возрасте можно приучивать малыша к ответственности и экологичному потреблению. Поведайте, что пластмассовые игрушки вредят природе, мучаются дельфины, кролики, птицы. Вкупе изберите ненадобные игрушки и задумайтесь, куда их можно пристроить: дать, поменять, отнести в переработку либо реализовать. Растолкуйте, что когда мы не выбрасываем игрушки, а передаём иным — они не загрязняют мир вокруг нас и продолжают нести пользу. Когда продаём — тоже дарим кому-то удовлетворенность и ещё зарабатываем. Не все игрушки можно дать и реализовать, потому принципиально относиться к покупкам с разумом.
Заведите правило: брать новейшие игрушки лишь на средства от реализации старенькых. Обычно, чтоб приобрести одну новейшую вещь, необходимо реализовать две-три б/у. Завалы машинок стремительно поредеют, и останутся лишь самые нужные».
От редакции
С 6 лет деток можно приучивать верно растрачивать средства и получать наслаждение от нужных вещей. К примеру, ребёнок может помогать составлять перечень покупок и смотреть, чтоб его придерживались в магазине — он будет ощущать значимость собственного роли, гордиться собой и научится планировать бюджет.
Если ребёнок умеет считать, писать и читать, начните вкупе вести учёт в Excel либо в мобильных приложениях для домашнего бюджета.
Сделайте условия для формирования новейших привычек
Сергей, веб-разработчик, папа 7-летней Даши
«Моя дочь получает каждую недельку по 500 ₽, но растрачивает их в 1-ый же денек на ерунду: жвачки, конфеты, маленькие игрушки. Накопить на желаемые вещи у дочери не хватает терпения, опять бежит ко мне с просьбами».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской денежной грамотности:
«Некие детки в 7 лет способны планировать и накапливать, некие — нет. Обычно, самоконтроль формируется к 4 годам, но навык возникает позднее — когда ребёнок повторит одно действие пару раз, сформирует привычку. Чтоб возникла привычка, недостаточно детских усилий, необходимы условия.
К примеру, девченка желает роликовые коньки, но все средства издержала на конфеты. Если папа не уступит и не купит ролики, девченке придётся или отрешиться от мечты, или накапливать — это и есть условия для формирования новейшей привычки скопления. Если папа уступит и купит ролики, то и стараться незачем».
От редакции
Покажите наглядно, к какой цели можно придти, если откладывать. Распечатайте изображение конфет и роликов, подпишите стоимость и дату, когда и что он сумеет приобрести. К примеру, на данный момент на 500 ₽ можно приобрести килограмм конфет, а если накапливать 6 недель — роликовые коньки. Ребёнок должен сам решить, что ему важнее, а родитель — уважать выбор и проявить стойкость.
Дайте возможность распоряжаться средствами самому
Светлана, педагог арифметики, мать 10-летнего Олега
«Олегу 10 лет, всем его друзьям предки дают карманные средства, а я боюсь. Отпрыск ещё не самостоятельный, повсевременно всё теряет и запамятывает. Покупаю всё, что он желает, но на руки выдаю лишь определённую сумму на обеды в школе. Дуется».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской денежной грамотности:
«Карманные средства можно выдавать с 5 лет. Распоряжаться деньгами необходимо учить равномерно. Детям нужен практический опыт, чтоб научиться принимать самостоятельные решения, растрачивать и накапливать, планировать и распределять бюджет.
В вариантах, когда вы даете средства на репетиторов, ребёнок не обучается обращаться с деньгами, а делает роль курьера меж вами и педагогом.
Карманные средства не непременно давать наличными. На данный момент банки дают дебетовые карты для деток, которые можно добавить в телефон и не носить с собой».
От редакции
Заведите ребёнку банковскую карту с возможностью бесконтактных платежей через телефон.
К примеру, детская дебетовая карта ЮниКредит Банка доступна детям с 6 до 14 лет. Картой можно рассчитываться с телефона при помощи Apple Pay, Гугл Pay либо Самсунг Pay. Вы получите извещение, когда ребёнок снимет наличные либо что-то купит. Средства на карте защищены от кражи и утраты. Можно установить лимиты на покупки либо снятие наличных, ограничить покупки в вебе либо зарубежных магазинах. А ещё ребёнок может избрать дизайн карты:
Чек-лист: как привить ребёнку денежные привычки
- Растолкуйте ребёнку, что такое средства и как ими воспользоваться при помощи мультиков, книжек и игр про средства.
- Поведайте про рациональное потребление. К примеру, предложите реализовать старенькые ненадобные игрушки, а заместо их приобрести новейшие и нужные.
- Сделайте условия для формирования привычек. К примеру, если вы даете на карманные расходы, но ребенок издержал средства ранее положенного — проявите стойкость. Тогда ребенок научится накапливать, расставлять ценности и хорошо распределять сумму на подходящий срок.
- Дайте ребёнку больше самостоятельности, пусть он сам распоряжается средствами как ему охото. Чтоб средства не потерялись — заведите детскую банковскую карту и привяжите к телефону.
Создатель:
Валентина Бокова