Нестабильный доход: как устроен личный бюджет у сценариста | новости на nalogi-vychety

Мы отыскали героя, который пишет сценарии для русских телесериалов. Это проектная работа с весьма нестабильным доходом. Узнали, как устроен его личный бюджет и какие денежные лайфхаки он употребляет, также подобрали банковские продукты, которые подступают под таковой тип доходов и расходов.

Как я стал сценаристом

Я из маленького городка, где живёт несколько тыщ человек и карьерные пути ограничены, потому я поступил обучаться в Москву. Я с юношества обожал писать тексты — это история фактически всех сценаристов. Но тогда у меня ещё не было мыслей о том, что можно писать для кино либо стать романистом. Потому я поступил на журфак и опосля этого отработал в СМИ 10 лет.

Но в процессе работы сообразил, что это всё-таки не совершенно то. Стал больше глядеть кино, учить. Тогда как раз был в разгаре золотой век телесериалов: «Доктор Хаус», «Декстер», «Во все тяжкие» и остальные.

В Москве из серьёзного кинообразования существовал лишь ВГИК — и он числился мало устаревшим. Так что я накупил учебников по сценаристике, занялся самообразованием — но параллельно продолжал работать, поэтому что было надо кое-где жить и что-то есть. Спустя пару лет начали появляться новейшие курсы, образовательные программки, связанные со сценаристикой. Я отучился по одной из их.

К тому времени у меня уже было несколько написанных сценарных работ. Я рассылал их продюсерам — контакты находил на веб-сайтах кинокомпаний, через уже показавшихся к тому времени знакомых в киносреде. Так я получил первую работу, сдал её, через некое время нашёл последующий заказ, и равномерно всё завертелось. При всем этом я всё ещё продолжал работать в кабинете, получал размеренную заработную плату, пробовал что-то писать сам.

На размеренную сценарную работу мне удалось выйти лишь спустя пару лет. Крайние три года я занимаюсь лишь ей — и обеспечиваю себя вполне.

Как устроена работа сценариста

Служебный путь сценариста может развиваться в нескольких направлениях — и оплата, соответственно, в любом случае будет различная. Перечислю виды работ, которые почаще всего встречаются в Рф.

  • Создатель сценария — проектная работа. Большая часть сценаристов работают конкретно так: продюсер нанимает создателя писать сценарий для определенного проекта — полнометражного кинофильма либо телесериала (обычно это 8, 10, 16 либо 32 серии, зависит от формата). Такие сценаристы получают лишь гонорары за каждую серию. Часовая серия у начинающего создателя стоит от 150 тыщ ₽. У супертоповых создателей, по слухам, стоимость доходит до 1 миллиона ₽, но таковых — три человека на всю страну.
  • Создатель в сценарной комнате. За один проект берутся несколько создателей, которым платят постоянную заработную плату. Обычно, это не очень огромные средства (по меркам промышленности): 60–90 тыщ ₽ за месяц для начинающих создателей. Нередко таковая занятость вероятна лишь на критериях эксклюзива — другими словами работая в комнате, создатель не может заниматься иными проектами. Добавочно создатели получают гонорары за каждую серию.
  • Основной создатель. Бывает, что проект пишет группа сценаристов под управлением головного создателя. Обычно, это длинноватые 32-серийные проекты — к примеру, телесериалы на НТВ, ТВ-3. Основной создатель получает или заработную плату, или доп процент за каждую серию.
  • Редактор. Вычитывает сценарии, смотрит за художественным и сюжетным единством, соответствием написанного заданию заказчика либо канала, исправляет ошибки и ляпы. Если редактора нанимает проект, то он получает проектный гонорар за каждую серию. А если он привязан к определённой продакшн-студии — получает заработную плату.
  • Креативный продюсер. Обычно, это высшая точка проф карьеры сценариста. Креативного продюсера может нанять кинокомпания либо платформа (к примеру, Start, Ivi, «Кинопоиск» и так дальше) — тогда он будет получать заработную плату и работать над чужими проектами. Или сценарист выступает креативным продюсером на своем проекте — другими словами кроме сотворения сценария (всех серий проекта или лишь пилотной — а потом нанимает создателей для написания других серий под его управлением) воспринимает решения на всех шагах сотворения проекта — от подготовки до поста. В таком случае сценарист получает заработную плату как креативный плюс гонорары за сценарии.

Если не брать в расчёт заработную плату, гонорары сценаристов — это постоянно нестабильный доход. Его нереально предсказывать, даже если подписан надёжный договор со студией. Сценарист может писать одну серию два месяца, позже сценарий будут принимать, править — и всё это время дохода не будет. А ещё может случиться всё что угодно: сценарий могут не взять, проект могут заморозить, продюсер может уйти в длительный отпуск и запамятовать про сценариста. Это основная финансовая боль, в особенности если ранее сценарист получал заработную плату в кабинете.

Как устроены мои деньги

ИП

Сценаристы в главном открывают ИП и платят налог в 6% — это проще для всех сторон. Не вижу смысла становиться самозанятым: они при работе с юрлицами платят те же 6%, но при всем этом у ИП еще понятнее законодательная база. Если остаться физлицом, то придётся отдавать налоговой уже 13%, это совсем нерентабельно.

Я зарегистрирован как ИП. Вначале у меня был расчётный счёт в Альфа-Банке, но позже я перешёл в Тинькофф Банк — у их лучше устроены приложения и работа с клиентами. Также пробовал Модуль Банк — но мне не понравилось, как у их устроен веб-сайт, а ещё весьма длительно шли переводы, хотя тарифы были прибыльнее, чем в Тинькофф Банке.

Для ведения бухгалтерии пользуюсь обслуживанием «Контур.Эльба», весьма доволен. У меня обычной тариф без служащих, он всё буквально считает и припоминает, когда и что я должен заплатить.

Я работаю с агентом, который находит мне договоры. Он берёт комиссию за свои услуги, которая вычитается из гонорара — по закону не больше 20%. Так что на руки я получаю не весь гонорар, о котором договариваюсь с продюсером. И из него же честно плачу налоги.

Доход

Я стараюсь вести сходу несколько проектов, чтоб избегать огромных разрывов в оплате — по другому чувствую себя весьма опасно. К огорчению, так приходится созодать большинству сценаристов: работать утром до ночи, не созидать белоснежного света и свою семью. И то, даже если у тебя есть три проекта параллельно, не факт, что в этом месяце ты буквально получишь оплату от кого-то.

За крайний год мой доход — около 300 тыщ ₽ за месяц. Хотя, повторюсь, бывает по-разному. Время от времени продюсер может не платить несколько месяцев — а позже приходит 1–1,5 миллиона ₽. И далее опять длительное затишье. Для промышленности это не большие средства, но, естественно, больше, чем я получал в кабинете.

Расходы

Любой месяц я перевожу с расчётного счёта на дебетовую карту Тинькофф Банка 150 тыщ ₽ — плачу сам для себя «заработную плату». Считаю, что это весьма и весьма удачный метод сгладить непостоянность дохода и не издержать случаем сходу все заработанные средства.

  • «Заработную плату» я трачу на неотклонимые расходы и кредиты: вношу платёж по ипотеке (50 тыщ ₽ за месяц), перевожу средства родителям, покупаю пищу питомцу, оплачиваю счета за квартиру, веб и мобильную связь.
  • Также у меня есть счёт на удовлетворенность — это средства, которые я трачу на что-то приятное себе: необязательные покупки, походы в кафе и рестораны, утехи и так дальше. Откладываю на этот счёт 10% от дохода либо внеочередные поступления средств.
  • Часть дохода я инвестирую. Это мои длительные сбережения — о их расскажу ниже.
  • Оставшиеся средства лежат на расчётном счёте. На самом деле, это моя подушечка сохранности: из этих средств я размеренно начисляю для себя «заработную плату», даже если случилось так, что в месяц я ничего не получил; их же могу издержать на срочную крупную покупку, если пригодится. Но думаю, что мне стоит сформировать отдельную подушечку — «неприкосновенный припас» на 6 месяцев обычной жизни. Эти средства должны лежать где-нибудь на вкладе либо дебетовой карте, чтоб не было соблазна их издержать.

К расчётному счёту Тинькофф Банка прилагается доборная бизнес-карта, по которой можно растрачивать сколько угодно средств без комиссии. Так что время от времени я срываюсь и превышаю свои задуманные расходы в 150 тыщ ₽ за месяц.

Но иметь эту карту полезно. К примеру, некое время у меня было несколько кредитов, и с расчётного счёта закрывать их я не мог — приходилось платить с «заработной платы». Из-за этого мои 150 тыщ ₽ стремительно заканчивались, и я оплачивал оставшиеся растраты бизнес-картой.

Если мне пригодятся средства на крупную покупку — мои деяния будут зависеть от того, для чего она мне нужна. Если эта покупка критически повысит уровень моего удобства (к примеру, пригодится срочно поменять стиральную машинку либо ноутбук), то куплю её прямо на данный момент в рассрочку. Ну а если можно будет мало подождать — дождусь огромного гонорара.

Скопления

Временами я покупаю валюту. В прошедшем году, к примеру, брал некое время, когда свалился курс и я готовился к отпуску. Стараюсь придерживаться правил денежной грамотности и не брать огромную сумму сходу, а дробить её на части и переводить средства равномерно, чтоб сгладить скачки рубля. Один раз, правда, случаем перевёл практически всю свою заработную плату на баксовый счёт — желал отложить и не увидел. Обидно, но тогда был маленький курс, и в этом марте, когда рубль резко подешевел, я был весьма рад. На данный момент на денежном счету у меня порядка $1500 и около €500.

С марта я начал инвестировать — как раз стоимость акций свалилась из-за кризиса, и я решил, что это неплохой момент. Открыл счёт в Тинькофф.Инвестициях — раз уж у меня всё в одном банке. Начал с совершенно маленьких сумм, брал ETF, чтоб очень не углубляться в исследование фондового рынка. На данный момент у меня два ранца: в одном фонды американских акций (прирост с марта +25%), в другом, наиболее умеренном — фонды американских и русских акций, фонды американских и русских облигаций (прирост с марта +9%).

В октябре завершится один из моих кредитов, и я планирую создать скопления размеренной привычкой: раз за месяц класть средства на ИИС и брать хотя бы по $100 и €100 любой месяц вне зависимости от курса. Эти сбережения у меня полностью буквально будут на длинный срок — условно, на пенсию.

Бюджет

Уже пару лет я веду учёт расходов и доходов. Так было не постоянно. Когда я работал в кабинете — получал заработную плату, и она куда-то весьма стремительно утекала. Но позже я брал квартиру в ипотеку, и она, естественно, сходу структурировала моё потребление: на кредит начала уходить значимая часть средств.

Когда я стал сценаристом и сообразил, что стабильности от данной нам работы ожидать не придётся — начал вести учёт трат.

  • Поначалу употреблял приложение CoinKeeper: в нём можно было сходу узреть на первом экране, в которой группы уже превысил расходы, но каждую трату приходилось руками растаскивать по категориям, и на это уходило много времени.
  • Потому я перешёл на приложение «Дзен-мани», которое «стягивает» растраты с карты и учитывает их автоматом. Но не отражает расходы по категориям на первом экране. Это грустно, поэтому что захожу я в приложение раз в недельку поглядеть, что превысил — ой-ой-ой — и убираю назад.
  • Таблицы в Excel я весьма люблю, но употреблять их для резвого учёта — неловко и очень длительно.

Благодаря подсчёту я приблизительно понимаю структуру всех собственных расходов. Понимаю, сколько необходимо мне за месяц, чтоб выжить: закрыть ипотеку, не умереть с голоду и от печалей.

Как устроены мои отпуска и больничные

Путешествия

Обычно, сценарист всю жизнь проводит дома за компом, никто не понимает его имени, и все ожидают от него лишь сданных текстов. Истории, когда сценарист находится на съёмочной площадке либо движется в экспедицию со съёмочной группой, очень редки.

Уехать в другую страну и повсевременно работать оттуда — тоже маловероятно. В нашей промышленности весьма почти все выстроено на общении, необходимо всякий раз «продавать» себя продюсерам. И их тоже можно осознать: продюсер отыскивает человека, которому будет платить, и желает заблаговременно убедиться, что он адекватный, трезво мыслящий создатель. В моём личном кругу общения нет сценаристов, которые работают кое-где на Бали. Понимаю, что есть люди из регионов, которые с разной степенью удачливости работают на кинокомпании Москвы, но в итоге им всё равно рано либо поздно приходится перебираться в столицу: вся работа тут.

Я безрассудно люблю свою работу и счастлив, что всё это происходит в моей жизни. Но есть и тёмные стороны. Я весьма издавна не был в отпуске. Карантин, из-за которого тормознули съёмки, привёл к тому, что продюсерские компании бросили все силы на разработку новейших проектов — благодаря этому у сценаристов подросло количество заказов, что было большим плюсом. Тем не наименее сама эпидемия, обстановка непостоянности, завышенной тревожности, невозможность выходить из дома — всё это усилило общую вялость. 

Вялость — это плохо. Всё, что есть у создателя, — это его воображение, и если голова длительно не отдыхает, она «перегорает» и позже не может выдать ничего неплохого. Потому я весьма надеюсь, что в этом году мой отпуск всё-таки случится.

Ранее, чтоб не терять заказов и оплату, я устраивал для себя «отпуск» так: брал ноутбук, уезжал и работал с видом на море.

Больничные

К огорчению, у сценаристов — как у всех бизнесменов либо самозанятых — нет ни страховки, ни пенсии. Поточнее, пенсия скапливается, потому что ИП делают отчисления, но с микрокоэффициентом — рассчитывать прожить на эти средства и глупо, и в целом маловероятно. 

Так что ты вполне сам несёшь за себя ответственность. А продюсера не тревожит, как ты себя ощущаешь и нужен ли для тебя больничный.

Мои советы тем, кто получает нестабильный доход

Накопите средств, если собираетесь поменять профессию. Это постоянно недешево. Я старался созодать постепенный переход, писал тексты в кабинете для СМИ, позже аккуратненько перешёл на промежную стадию — стал писать маркетинговые ролики, заниматься копирайтингом. Параллельно я уже начал рассылать сценарии, находить заказы.

Когда получил один из первых заказов, решил, что можно завязать с прошедшим. И это была большая ошибка, поэтому что последующего заказа я ожидал более одного года. Пришлось стремительно подымать старенькые связи, чтоб как-то обеспечивать жизнь. Никому не советую так созодать. Лучше начать инвестировать и накапливать на подушечку сохранности заблаговременно.

Числа для такового фонда любой считает сам. Но в промышленности считается так: с момента, когда ты возжелал стать сценаристом и начал что-то для этого созодать, до момента, когда ты по сути стал сценаристом, проходит от 3 до 7 лет. Но если за этот период времени вы так и не начали зарабатывать довольно как создатель, может быть, лучше отыскать для себя применение в смежной области.

Платите для себя «заработную плату». Моя стратегия выручала меня не раз. Посчитайте приемлемый вам уровень жизни на месяц — и выделите для себя эту сумму, а остальное не трогайте.

Продолжайте накапливать постоянно. Считаю, что с всякого поступления необходимо откладывать средства. Даже 10 тыщ ₽, отложенные «в подушечку» и нетронутые, в некий момент могут весьма очень выручить.

Когда я лишь начинал работать, я всё равно кое-где подхалтуривал, обжёгшись на первой неверной убежденности: писал статьи, маркетинговые ролики. И если в один месяц у меня случался большенный гонорар и сверху «падали» ещё гонорары от данной нам халтуры — я старался их откладывать. Это «случайные» средства — не почувствую никаких сложностей, если сохраню их на чёрный денек.

Найдите подработку. Если вы уже встали на путь проектной работы — не страшитесь брать для себя больше проектов. Но принципиально отыскать свой баланс и не перейти за предел, который вы уже не можете вынести.

Не запамятовывайте про отдых. Это таковая же принципиальная часть работы. Если загнать себя, можно захворать и больше не иметь способности работать никогда. Отдыхать нужно любой денек и каждую недельку. У меня есть мечта уезжать в отпуск любой квартал — не понимаю, получится ли, но хотя бы раз в полгода необходимо буквально.

Да, бывают моменты, когда напряжение оправданно. К примеру, вы делаете весьма принципиальный проект за куцее время. Но опосля того, как вы закончите — необходимо будет отдать для себя столько же отдыха и восстановиться.

Денежный стилист ???

Мы сделали выборку денежных товаров, которые могли бы подойти нашему герою — беря во внимание его растраты и изюминка доходов.

Дебетовая карта

У героя есть особый счёт «на удовлетворенность», с которого он оплачивает походы в ресторан либо утехи. Некие банки дают карточки с завышенным кэшбэком на эти группы трат.

Валерию может подойти карта банка Санкт-Петербург — Cash Back. По данной нам карте начисляется кэшбэк 10% за растраты в категориях «Кафе, бары, рестораны». Стоимость обслуживания — безвозмездно, если растрачивать по карте от 30 тыщ ₽ за месяц, по другому — 299 ₽ за месяц.

Ещё одна удачная карта для этих целей — «Можно всё» от Росбанка. Зависимо от тарифа, можно избрать одну, две либо три группы завышенного кэшбэка, посреди которых: «Кафе и рестораны», «Отдых и утехи», «Краса» и так дальше. Кэшбэк по сиим категориям, зависимо от трат, будет составлять от 1% до 10%. Малые условия по цены обслуживания: карта будет бесплатной, если растрачивать от 15 тыщ ₽ за месяц либо зачислять на счёт от 20 тыщ ₽ за месяц, по другому сервис будет стоить 99 ₽ за месяц.

Карта с процентом на остаток

Валерий хочет сформировать подушечку сохранности. Для таковых скоплений подойдёт карта с процентом на остаток.

Согласно калькулятору Сравни.ру, прибыльный процент — по карте «№1 Ultra» банка Восточный. Банк начисляет 5,3% на остаток от 10 тыщ ₽. Но есть доп условие: необходимо растрачивать от 10 тыщ ₽ за месяц. Также по данной нам карте можно получить бонусный кэшбэк от 1% до 15%, зависимо от категорий трат. Стоимость обслуживания — 150 ₽ за месяц, но безвозмездно, если на остатке больше 50 тыщ ₽.

Кредитная карта с огромным льготным периодом

У героя нестабильный доход — а означает, на всякий вариант ему стоит иметь одобренную кредитную карту. Чтоб не тратиться на проценты, лучше избрать карту с долгим льготным периодом, в который можно воспользоваться кредитом безвозмездно.

Согласно калькулятору кредитных карт Сравни.ру, это быть может «Просто кредитная карта» Ситибанка. Льготный период по данной нам карте — до 150 дней. Сервис данной нам кредитки — бесплатное, так что её будет комфортно держать «про припас».

Создатель:

записала Анна Левочкина, коллаж — Антонина Илюхина

Добавить комментарий